Про «Добролет»

Работа сессионным музыкантом предполагает частое посещение всевозможных студий звукозаписи. Самых разных. От домашних-любительских, до топовых, профессиональных и легендарных. Одной из последних в этом списке для меня стала легендарная студия “Добролет”. К своему стыду, я мало что о ней знал до недавних пор. То есть, я, разумеется, знал о ее существовании, наряду, скажем, с “Мелодией”, но я понятия не имел, что же она из себя представляет, и с чем это едят. Теперь вполне себе представляю, и не могу об этом не рассказать.

Одним из моих постоянных проектов является прекрасная группа OMNEZ. Питерский рок, в лучшем смысле этого слова. Им нужен был барабанщик для записи нескольких песен, и ребята обратились ко мне. В ходе обсуждения деталей, всплыл адрес студии, на которой предполагалось работать, и адрес этот находился буквально через пару улиц от моего дома. Этот факт тоже сыграл свою крохотную роль в судьбе проекта. Ведь, зачастую, сессионному музыканту приходится преодолевать куда более серьезные расстояния ради нескольких часов работы. А еще и барахло свое с собой надо таскать. В моем случае, это довольно солидный вес: комплект железа, малый барабан, который, на самом деле, не такой уж и малый (один из них 14×6,5), педаль, чехлы с палками, мониторами и всякими необходимыми мелочами… Питер – довольно большой город для передвижения с таким комплектом стаффа. Это не говоря уже о других городах. И тут вдруг оказывается, что нужная нам студия стоит себе в двух шагах от дома. Продано! И этой студией оказался, конечно же, Добролет.

Итак “Добролет”

Думаю, многие могут представить себе восторг неофита, открывшего для себя наяву то, о чем до сих пор он только мечтал. Моему — не было предела. Как, собственно, и страху. Я как будто попал в другую лигу. И, честно говоря, первые минуты понятия не имел, что мне там делать и как себя вести. Но по итогу все сложилось очень даже хорошо.

Легендарная питерская студия звукозаписи, основанная аж в 1996 году. Изначально она находилась в здании ДК Ленсовета, что, в общем-то, тоже недалеко от моего дома,  теперь же, в обновленном виде, студия располагается в здании бывшей ткацкой фабрики по адресу ул. Красного курсанта, 31. Эх, благословенная Петроградка… За то и любима! С историей студии можно ознакомиться  тут , а я, пожалуй, расскажу о своих впечатлениях и опыте.

Впечатлений, как вы понимаете, имеется вагон и маленькая тележка. И одно из наиболее интересных – это парк инструментов. Тут, например, я наконец распробовал все прелести барабанов DWCollector’s, о которых давно мечтал.

Конкретно эта установка была привезена из штатов в начале 2000х годов, и принадлежала никому иному, как Игорю Доценко, барабанщику ДДТ, ныне покойному, к сожалению… Записывать эту установку было решено потому, что предыдущий барабанщик OMNEZ использовал именно ее при записях, и группа решила не менять звук на полпути. Хотя выбор был, ибо еще там есть не менее прекрасный LUDWIG Custom. И, честно говоря, сначала я хотел играть на нем. Но остановились на DW, о чем, собственно, ни разу не пожалели. Инструмент прекрасный. Не звучит – поет! Особенно, в том зале, где он и записывался – STUDIO A. Что же касается самого зала, то он заслуживает отдельного внимания.

STUDIO A. Это огромный живой тон-зал, площадью 100 квадратных метров. Согласитесь, далеко не каждая студия, не то что в Питере, в стране, способна похвастаться залом такого размера. Ибо их знаменитый концертный рояль Bösendorfer, даже слегка теряется в просторах этой комнаты. Саунд дизайн для него был выполнен австрийским бюро Tonemeister Acoustic. И поверьте, эти ребята знают свое дело. С первых же ударов по барабанам, при отстройке и коммутации, стало ясно, что такое на самом деле хороший зал и как в нем будет раскрываться любой инструмент. Да и сам инструмент, разумеется, обладает своим характером. После завершения коммутации, продолжительного чаепития и подготовок, настал тот самый момент…

Момент записи

Вот тут-то и началась магия. Ты один, в огромном зале, за прекрасным инструментом, отгорожен от внешнего мира огромной драм-шилдой. Свет слегка приглушен, и все, что тебе надо делать – это наслаждаться музыкой и звуком заполняющим все пространство. Было очень круто. При работе на таких студиях ощущаешь себя причастным к истории. В данном случае, к истории легендарного питерского рок-н-ролла. Отдельного внимания, пожалуй, заслуживает один из их звукорежиссеров, который нас писал. Это не менее легендарный в мире питерской музыки Александр Докшин (Аквариум, ДДТ, Сергей Бабкин, FPG).

Я уже неоднократно говорил о том, как ценны люди, знающие свое дело, и какая это на самом деле редкость в наше время. Так вот: Саша – один из них. И тут дело, пожалуй, не только в многолетнем опыте, но еще и в том, что у него есть свое видение формы звука, если можно так выразиться.

Я всегда считал, что звукорежиссер не должен вмешиваться в аранжировку песни. Он может подсказать штрих, например, или что-то по динамике, или даже по технике вашей игры и тем более по звуку. Но уж никак не по самой аранжировке. После некоторых раздумий на эту тему и короткого диалога, выяснилось, что я заблуждался. В какой-то момент, Саша настоял на том, чтобы убрать из моей партии несколько ударов по тарелкам в одном месте, и, добавить их в другом. Всего-то. Но именно эта деталь и сделала песню тем, чем она стала в итоге. Все стало на свои места не только по форме, но и по динамике. А значит, и по звуку. А этот фактор, и есть то, за чем охотятся все музыканты – хороший звук.

Был еще один забавный момент, о котором хочется рассказать. При знакомстве (в комнате отдыха, которая заслуживает отдельной статьи), Саша долго мне рассказывал о том, что барабанщик – это живой человек, а не драм машина, и, играть четко в клик вовсе не обязательно. Мол, у барабанщика должен быть свой грув. Чуть влево, чуть вправо от клика – это нормально, и главное это – качать. Если вы понимаете о чем я. И я с ним, разумеется, согласился. И вот сижу я за установкой, запись идет вовсю, все звучит, все качает, так сказать. И тут в какой-то момент, Саша начинает мне рассказывать о том, что барабанщик должен играть четко в клик. Шаг влево, шаг вправо – расстрел. Я сначала ушам своим не поверил. И даже слегка возмутился, где-то очень глубоко в душе. Но спорить не стал, и дописал все, как он сказал. Хотя, честно говоря, и до этого момента я играл точно в клик, ибо этого требует музыка OMNEZ. Там много прямой бочки и ровных, прямых ритмов. Но в итоге при прослушивании премикса, в аппаратной и всей компанией, мы пришли к выводу что все “БЫЛО” и остались друг другом очень довольны. А над этой историей про клик и не клик, хорошенько поржали. К слову, выражение “БЫЛО” – означает удачный дубль. Когда были и грув, и звук, и форма. В одном дубле.

Мы и сейчас продолжаем работать на «Добролете», с огромным удовольствием, как вы понимаете. И на самом деле писать об этой студии можно еще очень много и долго. И поверьте – есть что. Но, пожалуй, главное, что нужно понять – это поистине аутентичное место, где регулярно происходит то, ради чего мы все этим занимаемся: там рождается магия, из которой получается музыка. Та музыка, которую знают и слушают поколениями. А это о чем-то да говорит.