Итак, поговорим, пожалуй, и о чем-то, а точнее о ком-то, кроме рок-н-ролльных легенд. И начнем, пожалуй, с одного из величайших джазовых барабанщиков всех времен, который очень сильно повлиял на меня уже в чуть более поздний период.
БАДДИ РИЧ
Ну, разумеется. Кто же еще? С его творчеством я познакомился уже будучи студентом музыкального училища. С легкой руки моего преподавателя по специальности. Сегодня трудно представить барабанщика, не знающего этого имени или не упоминавшего его в своих разговорах на тему хотя бы однажды. Я даже не уверен, что смогу в хотя бы приблизительной точности описать, что именно в его игре повлияло на меня и почему. Просто когда слышишь то, что он делает за инструментом, все остальное становится не важно. Есть только это. Этот момент (который иногда растягивался в вечность), и больше ничего. Мне очень не хочется выражаться шаблонно, поэтому я все же попробую сформулировать свое весьма примерное понимание этого феномена от музыки. И в этом мне в некоторой степени поможет мое музыкальное образование. Которого у Бадди Рича, к слову, не было. И это первый факт, который поразил меня до глубины души. Я просто не мог поверить, что можно так владеть инструментом, не зная никаких правил и упражнений. А вот поди ж ты.
Но я отвлекся. Для меня Бадди Рич – это метафизическая вариация Вольфганга Амадея нашего Моцарта. Абсолютный гений, но в несколько иной ипостаси. Бадди Рич играл на барабанах с 4х лет. Смекаете? Не имел никакого музыкального образования. Намеренно. Он осознанно предпочел его не получать, дабы оно не испортило дар Господа. Ни много, ни мало. Но это отнюдь не помешало ему стать композитором, бэндлидером и “одним из величайших музыкантов из когда-либо дышавших” (с) Джон Крупа. А вообще, говоря простым языком, он в совершенстве играл очень сложные вещи, в очень высоких темпах. Очень чисто и без ошибок. Ну, вот вам и шаблоны… Но вернемся к метафизике. Есть такие вещи, которые не можешь понять головой. Но можешь почувствовать. Очень тонко. Так вот то, что делал Бадди Рич за барабанами и в музыке в целом, – одна из них. И это вас либо трогает, либо нет. В моем случае все ясно. Не минула меня чаша сия.
Но, чтобы не быть голословным, просто советую послушать всего одну из его вещей. “Channel one suite”. Версию с вокалом 1978 г. Вот где МУЗЫКА. И вам сразу станет все ясно. Или просто найдите в интернете абсолютно любое его соло и попробуйте не закурить после того, как посмотрите.
ОМАР ХАКИМ
Уверен, что многие знают этого барабанщика не только потому, что он является одним из артистов PEARL и ZILDJIAN, но и по его сессионным работам. В частности, по таким, как Weather Report, David Bowie, Foo Fighters, Chic, Daft Punk, и многим другим. С его творчеством я тоже познакомился уже в музыкальном училище, и слово “фанк” уверенно вошло в мой лексикон.
В свое время (имеется ввиду эпоха видеокассет) был очень популярен один западный лейбл. DCI Music Video. Вероятно, он и сейчас существует, но этого я не знаю наверняка. Так вот, этот лейбл специализировался на том, что выпускал в формате VHS всевозможные концерты, школы, мастер-классы и все в этом роде, всех известных и не очень музыкантов. В частности – барабанщиков. Поскольку лейбл был западным, а в 2003-7 годах интернет в свободном доступе еще до нас не совсем дошел, и мы что только ни делали, чтобы эти кассеты заполучить. Но нам (мне и моему однокурснику) повезло. Нам эти кассеты (сейчас внимание!) ДАВАЛ ПЕРЕПИСАТЬ наш препод по специальности. Те из вас, кому сейчас меньше 26 лет, вряд ли поймут, о чем я, но не суть. Таким образом я узнал о таком барабанщике, как Омар Хаким. И примерно тогда же и начал питать нежные чувства к брендам PEARL и ZILDJIAN. Манера игры Омара Хакима чем-то напоминала мою собственную, по словам моего преподавателя. Но правильнее, наверное, будет сказать, что моя манера игры со временем стала напоминать его. Ибо откуда у меня на первом курсе училища могла взяться какая-то собственная манера игры?
Мой преподаватель имел обыкновение иногда ходить по классу во время занятий. Отойдет на пару шагов, посмотрит, послушает, оценит со стороны, да и выдаст внезапно: «Слушай, ты точно мне его напоминаешь. Такой же длинный и странный». Я готов был лопнуть от гордости. И это, кстати, правда. Манера игры Омара Хакима и впрямь немного странная. Довольно свободная и немного импульсивная, но при этом очень четкая и я бы даже сказал — уверенная. Этот грув и эти акценты очень сложно спутать с чьими-либо еще. У него есть несколько собственных школ, одна из которых называется Омар Хаким “Выразить себя”. Мне очень откликнулось тогда это название, и я провел много времени в занятиях по этой школе. К просмотру однозначно рекомендую!
ДЭНИС ЧЕМБЕРС
Еще одно легендарное имя среди фирмачей. Денис Чемберс тоже сессионный музыкант, и, наверняка, вы знаете о нем по таким его работам, как: Джон Скофилд, Джеймс Браун, Карлос Сантана, Виктор Вутен, Джордж Дьюк и т.д. Более того, у него есть и своя группа Niacin. Как можно догадаться, о нем я тоже узнал уже в училище.
Его манера игры сильно выделяется среди фанковых драмеров. Есть такое понятие “in the pocket”. Это когда бочка играет точно и ровно во времени, а малый барабан звучит не на слабую (свою) долю, а немного сзади. Это создает определенный грув. Так вот Дэнис Чемберс достиг абсолютного совершенства в этом виде игры. Его ценят не только за превосходное владение “in the pocket”, но и за свободную возможность играть за этими рамками. Вообще, когда ты сессионный музыкант, тем более такого уровня, твой скилл растет буквально постоянно. И в какой-то момент тебе уже не надо ничего никому доказывать.
Так вот, когда я узнал, кто такой Дэнис Чемберс, ему не надо было этого делать уже очень давно. Я читал несколько интервью, где он рассказывал, как он занимался и сколько времени на это тратил. И тут, скорее, обратный случай, в отличие от Бади Рича. Чемберс занимался очень много и очень упорно. Буквально сутками. С небольшими перерывами на обед и короткий сон. Но это тоже началось в 4 года. Какая, однако, магическая цифра, не находите? Я это все к тому, что все эти люди, будучи в довольно юном возрасте, уже были очень крутыми музыкантами даже по сегодняшним меркам. Но что еще более важно, это были очень преданные своему ремеслу барабанщики. Они этим буквально жили и живут. А такие вещи не могут оставить равнодушным никого, кто хоть сколько-нибудь способен чувствовать музыку.
И таким образом, слушая этих барабанщиков (хоть у каждого и будет свой список имен), чему-то у них учась, мы постепенно обретаем свой собственный путь. Свой грув. А это, собственно, и есть причина всех причин и ответ на все наши вопросы. Как я занялся музыкой? Почему барабанами? И т.д. В данном случае на меня, как на барабанщика, повлияло произведение Чемберса “So You Say”, сыгранное с Джоном Скофилдом в 1987г. все из той же коллекции DCI Music Video. И все с той же легкой руки моего преподавателя. Прошло уже 20 лет с тех пор, как я открыл для себя все эти имена, термины, стили и направления, но я до сих пор слушаю их с таким же восторгом. Натурально до мурашек.
АЛЕКСЕЙ “АБРЕК” СЕМЕНОВ
И наконец, человек, который лично потратил немало усилий, времени и нервов на то, чтобы я хоть сколько-нибудь прилично смог управляться с барабанными палками. Человек, которому я обязан всем, что у меня есть как у музыканта, — Алексей Александрович Семенов. Мой преподаватель по специальности, ментор и сенсей, друг и, как он сам порой выражался, ‘’брат во Христе”. Рассказать об этом человеке в двух словах невозможно, но и не упомянуть его в этом списке было бы нечестно и оскорблением его памяти. Ибо его уже нет в живых, а я, знаете ли, иначе воспитан.
Итак, “Абрек”, как его называли друзья. И если на него просто посмотреть, то сразу становится ясно — почему. Росту в нем было — метр сорок с кепкой, очень смуглый, чернющая львиная грива аккуратно зачесанная назад, кое-где с легкой проседью. Всегда очень аккуратно подстриженная “голливудская борода”. Все время в джинсах клеш и джинсовой же или кожаной жилетке.
Весь этот сюрреалистичный образ дополняли огромного размера очки в тонкой позолоченной оправе и папироса “Беломор’’ в зубах. Персонаж, надо сказать, весьма колоритный. При первой встрече, во время моей абитуры, я сначала подумал что это чей-то друг или вообще студент. Чем черт не шутит. На фоне всех этих “профессорского’’ вида преподов, в своих галстуках – бабочках и с одухотворенным взглядом, Абрек выглядел как убежденный неформал, идейный бунтарь и истинный хиппи сразу. И по сути, так оно и было. И в жизни, и в музыке, и в работе.
Помню одну фразу, которую он однажды сказал мне на специальности: ‘’Я из тебя сначала человека сделаю, а уж потом, мы будем заниматься музыкой”. И ведь не шутил. Наверное, можно сказать, что этим принципом и было обусловлено наше дальнейшее с ним взаимодействие. Ведь он научил меня не только палки правильно в руках держать. Но и некоторым непечатным вещам, полагающимся, по его мнению, уметь любому “настоящему мужчине”. Что бы это ни значило.
А вот какой он был музыкант, я описывать пожалуй не рискну. Ибо на это уйдет не одна статья, если по-хорошему. Скажу только, что все, о чем я говорил выше, все эти вещи, приемы и техники крутых фирмачей он играл абсолютно свободно и непринужденно. Просто садился за барабаны и играл. Будь то Бади Рич, Омар Хаким, Стив Гэдд, Билли Кобэм или все, кого вы еще сможете вспомнить. Он знал все это наизусть. А чего не знал или подзабыл, мог легко прочитать с листа. Любое соло, любую партию и т.д.
Кстати, его любимым барабанщиком всегда был Стив Гэдд. (Более того, если вы представляете, как он выглядит внешне, то добавьте к этому образу квадратные золоченые очки и получите внешность Алексея нашего Александровича. Они реально очень похожи.) И это, пожалуй, единственное, в чем мы с ним не сходились. Как Абрек ни старался, я так и не смог проникнуться манерой и стилем Стива Гэдда. Ну не зашло, хоть убей. Но это не значит, что я не уважаю его как музыканта. Просто его игра немного не про меня. А вот когда Абрек занимал свое место за установкой, тут не возникало никаких сомнений. Кроме явного внешнего сходства, он еще и звучал как Стив Гэдд. Это впечатляло, надо признать.
Помимо моего обучения в училище, мы дружили и поддерживали связь с Алексеем Александровичем еще долгие годы. Практически вплоть до его ухода в мир иной. Незадолго до этого он пригласил меня на свой концерт, на который я не смог попасть. И это приглашение по телефону стало нашим последним с ним разговором. И надо признать, мне еще очень долгое время было не по себе от того, что я не попал на тот концерт и не увиделся с ним вживую. Да чего греха таить, мне и сейчас еще бывает трудно об этом вспоминать. Но “колесо судьбы вертится быстрее, чем крылья мельницы”. Увы. Кстати, он почему-то всегда хотел и желал мне, чтобы я жил и работал именно в Питере. Вот поди ж ты. Так что, надеюсь, у него есть повод мною гордиться. И да, спасибо за все!