Как и у многих (если не у всех) музыкантов, первый инструмент, купленный за деньги, а не сделанный своими руками из говна и палок, — это особенный момент в жизни! Каким бы он (инструмент) на самом деле ни был. Это сейчас, спустя 24 года опыта использования самых разных барабанов (от картонных TACTON и AMATI до топовых DW COLLECTORS и PEARL MASTERS), я, пожалуй, могу сказать, в чем тут на самом деле разница. Но тогда, в далеких 98-99 годах и возрасте 13-14 лет, иметь настоящие барабаны в любом состоянии и любой фирмы было настоящим счастьем. Думаю, многие мои плюс-минус ровесники со мной согласятся и меня поймут. Потому что далеко не все барабанщики, карьера которых начиналась во второй половине 2000-х годов, даже знают о таких производителях, как TACTON и AMATI. Сколько же романтики вы потеряли! Это были настоящие легенды в 80-90х годах. Начнем с TACTON. Это были барабаны, сделанные в ГДР. Производились в 70-80х годах. Смекаете? Практически мои ровесники.
Они делались не из чего иного, как из пресованного картона. Натурально. Хотя с первого взгляда и не скажешь, потому что пластики были матово-белыми, а не прозрачными, а внешняя отделка максимально пестрой и во всех цветах радуги. И, по- моему, из слюды. То есть заглянуть внутрь кадухи, не разобрав барабан, было невозможно. А весили эти барабаны столько же, сколько и деревянные. Ну, может, на пару граммов меньше. Допустим, на 21))).
Они отличались крутыми по тем временам комплектациями. В комплект установки входили не только привычные сейчас 5 предметов, но и несколько дополнительных томов или даже бонгов.
AMATI, в свою очередь, производились в Чехии в 70-80-90х годах. Это значит, что на момент приобретения им уже было минимум 10-15 лет, как и TACTON. То есть к нам в руки они попадали уже ветеранами советской эстрады! Но это не умаляло их возраста и внешнего вида. Качеством сборки практически не отличались от TACTON, как мне тогда казалось. Они даже пережили ребрендинг. Надпись на бочке стала более современной и более читаемой, если можно так выразиться, и отделка была уже не из слюды, а из обычной пленки. Еще они сделали хромированные обода вместо матовых силуминовых. Преимуществом AMATI были отдельно стоящие стойки для томов. Сейчас этот принцип широко используется разными производителями, но тогда это было прямо ноу-хау. Это позволяло расставлять барабаны в свободном положении относительно друг друга.
AMATI и сейчас можно еще встретить, на просторах авито например, или где-нибудь в гараже или на чердаке у особо романтичных личностей. И это прекрасно, по-моему. Это огромная и важная часть истории любого музыканта, начинавшего свой путь в 80-90х годах. И я не исключение, ибо моим первым инструментом и стал прекрасный симбиоз из этих двух легенд! Это была установка, купленная за тысячу рублей в 98-м году у какого-то чувака с рук. По тем временам целое состояние. Я долго на них копил, но собрать самостоятельно всю сумму все же не смог. Увы. Спасибо родителям, которые даже не подозревали, чему способствуют, давая мне недостающих денег под страшную клятву учиться без троек и исправно слушаться их во всем и всегда. Подростку, фанатеющему от Нирваны и значительно сократившему количество домашних подушек, имитируя тот самый заветный инструмент.
Инструмент же, в свою очередь, представлял собой бочку и малый барабан одной фирмы, TACTON, а два подвесных тома на той самой отдельной стойке, хэт и крэш тоже со стойками от AMATI. Напольный том (флор) отсутствовал в принципе. Происхождение педали для бочки установить не удалось. Хотя некоторые знатоки утверждали, что это тоже TACTON. Но никаких опознавательных знаков она не имела, а ее внешний вид напоминал продукт самодеятельности кружка «Сделай сам». Она была на ременном кожаном приводе и с круглой войлочной колотушкой. Бочка была зеленой. Малый барабан красным. Видимо, из разных серий, о существовании которых я тогда и не подозревал. Томы тоже были разного цвета. Зеленый и красный. Выглядело все это довольно забавно.
Еще в нагрузку мне отдали странного вида барабан, размером с обычный малый, но не имеющий нижнего пластика. Он там даже не был предусмотрен. Об этом говорило отсутствие на нем каких-либо отверстий в соответствующих местах. Нужно ли говорить о том, что я и понятия не имел, что такое тимбалес. Происхождение которого тоже остается загадкой и по сей день. Он, кстати, до сих пор занимает почетное место в моей коллекции инструментов из тех времен. И наконец – тарелки. Честно говоря, я до сих пор думаю, что они были вырезаны просто из какого-то железа. Судя по их внешнему виду и звуку и несмотря на характерную надпись на них. Ни о каких сплавах речь тогда и близко ни шла. Они были серо-зеленого цвета, с характерной ржавчиной повсюду и местами даже с плесенью. Звучали соответственно.
Положение спасал лайфхак на все времена. Подвешенная на крэш или райд (которого у меня тогда еще не было) обычная металлическая цепочка. Сантиметров 10-15. Коих у юного неформала всегда было в избытке. Это уже было что-то. И, разумеется, они были громкими. А это с лихвой оправдывало их внешний вид. Стойки под все это великолепие более или менее соответствовали своим именам. Правда, отсутствием ржавчины похвастаться – увы– тоже не могли. О каком-то хроме и речи не шло. Учитывая, что в момент покупки я методично выуживал их из- под завалов всякого барахла в холодном гараже бывшего владельца, они сохранились довольно неплохо. Весьма достойно для картонного инструмента, которому перевалило за 10 лет как минимум.
Есть еще одна интересная особенность, касающаяся обоих производителей. Это нестандартные размеры кадушек. То есть вроде и стандартные, но где-то на несколько миллиметров увеличены или уменьшены. Это значит, что на них нельзя было натянуть практически никакие пластики, кроме родных. Не говоря уже о современных. И это очень странно, потому что это были очень популярные инструменты для своего времени. Но заменить порванный пластик было практически невозможно. Если только не заказать кому-нибудь по огромному блату (а откуда бы ему, блату, взяться?) чуть ли не из-за границы. Но и тут народные умельцы не ударили в грязь лицом. Очень многие барабанщики тогда просто склеивали себе пластики нужного размера из пластика с бочки. Или другого барабана большего размера. Это выглядело как дрессировочный круг в цирке с торчащими внутрь острыми краями. Из большего по размеру пластика вырезался нужный по размеру с такими треугольными лепестками по кругу, которые потом загибались на обод и приклеивались с обратной стороны. Пара дней сушки и – вуаля! У нас есть «новый», подходящий на наши TACTON и AMATI пластик.
Эх, благословенные советские времена!.. Разумеется, сегодня у нас нет таких проблем с заменой расходников и обслуживанием инструмента в целом, но черт возьми, это было прекрасное время.
Продолжение следует…