Поговорим немного о перкуссии, которую я использую в разных проектах. Основным из моих инструментов этой категории является, пожалуй, кахон. В данный момент у меня их два, оба — от немецкой компании SCHLAGWERK. Первый и основной инструмент, который я использую на концертах и в студийной работе, это кахон SCHLAGWERK CP432 серии 2inOne “deluxe” Makassar. Слово «makassar» в маркировке инструмента означает цвет и материал, из которого выполнена тапа. Тапа — это рабочая поверхность кахона, которая непосредственно издает звук. Это высококачественный дизайнерский шпон, довольно красивый, надо признать. Материал резонаторной коробки (корпуса) – SPL, изготовлен из буковой фанеры. Размеры инструмента 30х30х50 см. Подструнник: 84 спирали.
Хороший инструмент. Отлично собран и выглядит просто офигенно. Очень хорошо отполирован, все углы аккуратно закруглены, очень приятный на ощупь. Но в нем есть пара нюансов, которые делают его инструментом «на любителя». Во-первых он имеет ярковыраженный низкочастотный регистр. Басовым его не назовешь, конечно, но все же он довольно низко звучит. В этом есть и преимущество, и недостаток. Преимущество в том, что он довольно громкий и мощный, даже если играть на нем в пол-силы. Он способен прокачать практически любой зал. При правильной подзвучке результат будет впечатляющим. Недостаток же заключается в том, что если играть в большом зале, то чаще всего он звучит как саб. Хороший, мощный, но саб. Он имеет 9 болтов для настройки громкости и частоты тапы, но все равно нижний регистр у него преобладает.
Это не значит, что середины и верха в нем нет вовсе. Нет, они есть и их даже слышно, но для того что бы получить традиционный, песочный, сбалансированный звук, звукорежиссеру придется немного заморочиться. Вся эта история обусловлена материалами, из которого он выполнен. Он довольно тяжелый, и дерево довольно плотное. Поэтому на выходе, как правило, мы имеем яркий, преобладающий низ. Это топовый инструмент в их линейке, и он, конечно, вполне звучит на свои деньги.
Второй инструмент, который я тоже периодически использую, это кахон SCHLAGWERK CP430BLK серии 2inOne “deluxe” Wenge. В данном случае, слово «wenge» — это тоже вариант материала и цвета тапы. Это тоже дизайнерский шпон, но он чуть тоньше, чем в предыдущем случае. Основное отличие от модели 432 в том, что корпус выполнен из ольхи и подструнник у него – 82 спирали. Размеры те же. Этот инструмент гораздо больше подходит под определение «классический». На самом деле, у него гораздо более традиционный, песочный звук. Как можно догадаться, дерево решает. Как и с любым другим акустическим инструментом, сделанным из дерева, тут важно, из какого именно. Ольха – довольно звонкая и певучая, как известно. Поэтому на выходе мы имеем хороший баланс в частотах, хорошую громкость и яркость звука. Тот самый песочный эффект достигнут за счет тонкой тапы и не очень плотного контакта подструнника с ней. Пружины в этой модели стоят на пару миллиметров дальше от тапы и под другим углом. Это регулируемая функция. То есть, вы можете настраивать звук инструмента. Громче-тише, выше-ниже. Болтов для настройки тоже 9, как и в модели 432, но за счет другого дерева и его толщины, появляются варианты — в модели 432 их несколько меньше. Другими словами, модель 430, гораздо более универсальна, чем модель 432. Что же касается качества сборки и внешнего вида, то он ничуть не уступает своему собрату.
Вообще все инструменты серии 2inOne “deluxe” отличаются качеством обработки. Так что тут вопросов почти нет. Вопрос может быть только в том, какой именно обработки требует то или иное дерево. Более грубой или более деликатной. Ну, и, пожалуй, еще в том, какие лучше использовать микрофоны для подзвучки или записи инструмента. В случае с моделью 432, для студийной работы отлично подходит любой бочечный микрофон для задней части и любой резонаторный для тапы. Вот прям любой из тех, что есть на студиях. Для концертной работы лучше всего подойдет динамический, инструментальный SHURE SM57 или BETA. А вот в случае с моделью 430 тут все чуть иначе. Для студийной работы я бы рекомендовал тот же набор, а для концертной, как правило, идеально подходит любой микрофон из 58й серии. Не смотря на то что они вокальные, и даже благодаря этому факту, на концерте можно добиться самого натурального звучания инструмента, как он есть. Вот, пожалуй, и все, что я хотел сказать о войне во Вьетнаме.
Кроме кахонов, я регулярно использую еще несколько инструментов. Это тамбурины, шейкеры, ковбел, бонги и джембе. Ах да, еще есть гуиро, но о нем я пока мало что могу сказать. Впрочем, несколько слов о каждом из них я все же смогу рассказать.
Бонги. Тут случилась целая эпопея, которой я с вами с удовольствием поделюсь. Не с целью кого-то опорочить, но с целью предостеречь. Как многим из вас должно быть известно, у нас с ребятами из Good Company Band имеется своя музыкальная школа, в которой мы, соответственно, преподаем музыку детям. Хочется подчеркнуть, что это не просто музыкальные кружки самодеятельности, а натуральная музыкальная школа — со стандартной программой обучения, скорректированной под особенности учеников. И, как любая музыкальная школа, она требует определенного инструментария. В числе прочего, у нас довольно большой парк ударных инструментов. Кроме стандартного комплекта из ударной установки и ксилофона, у нас есть еще куча перкуссии и мелодических инструментов. Металлофоны, кахоны, джембе, всевозможные шумелки и трещалки. И в их числе, как вы уже поняли, есть и бонги. И вот с этими бонгами случилась история. Это бонги фирмы STAGG — довольно бюджетные и простые. Я иногда использую их в студийной работе. И если вы слушали записи Good Company Band , “БИРЖИ” или любого другого из моих проектов, то вы слышали именно их.
Итак, бонги. Это STAGG BW200-BK. Размеры 6,5х7,5 дюймов. Практически стандартные. Материал — дерево. Какое именно, мне определить не удалось. Ибо на сайте магазина не было и нет никакой информации об этом. Дерево и дерево. Остальное – как обычно. 4 болта на металлической лаге для настройки и натуральная кожа. Выбор пал на них потому, что это был один из немногих доступных вариантов в принципе. В данном случае, закупка производилась в магазине Pop Music. Это тоже было обусловлено наличием у них некоторых нужных нам на тот момент инструментов. Вообще Pop Music довольно крупный и известный магазин, и какого-то подвоха от них никак не ожидаешь. Но вселенной, видимо, было угодно преподать нам пару уроков…
Первое, на что я хотел бы обратить внимание — это тот факт, что инструмент приехал не новый. После долгих переговоров с менеджером по оптовым закупкам, мы выяснили, что ближайший склад, на котором есть нужные нам бонги, находится в Ростове. Хотя на сайте было написано, что они есть почти в любом их магазине. Ок, в Ростове — так в Ростове, доставку никто не отменял. Заказали, оплатили, ждем. Ехали долго, по пути возникли трудности с хранением и доставкой, как было сказано: по ошибке курьера. В итоге мы, конечно, дождались поставку, но были серьезные опасения за состояние инструментов. Ибо они пролежали два или три дня на складе под Питером, а на дворе была зима. А склад холодный. А в партии еще некоторые духовые инструменты, тарелки для барабанов и кое-что еще из мелочей…
Когда наступил долгожданный момент распаковки, опасения подтвердились. Коробка, в которой приехали бонги, была вся помятая и порванная. Это не основная упаковка, а транспортировочная, и он буквально азвалилась в руках. Сама упаковка инструмента тоже не обнадежила. Коробка повреждена. Прозрачная пластиковая часть вообще отвалилась. Сами бонги — все в царапинах и сколах. Лаги и болты в зазубринах и вмятинах. Такое впечатление, что его не раз роняли. Инструмент явно бывший в употреблении, и далеко не самом бережном. По итогу переговоров о замене на нормальный, новый инструмент, которые длились около двух месяцев, ничего не произошло. Нам его не заменили, бесконечно ссылаясь на недосмотр других сотрудников. История крайне неприятная, но занимательная. В итоге, мы оставили инструмент себе, но мне пришлось самому доводить его до приемлемого состояния. Это был первый и единственный раз, когда мы сотрудничали с Pop Music.
Как правило, такие дела мы ведем с компанией «Динатон», которая зарекомендовала себя, как надежный и проверенный поставщик. Более того, мы сотрудничаем не первый год, и я был в 2022 году подписан с ними, как артист бренда SCHLAGWERK. До сих пор с «Динатоном» не возникало таких вот ситуаций ни разу. И вряд ли когда-нибудь возникнут. Единственный фактор, который вынудил нас обратиться в Pop Music, это то, что в «Динатоне», просто не было в наличии необходимых нам инструментов. Все это я пишу для того, что бы вы тщательно все проверяли перед заказом инструментов, особенно в случае оптовой закупки.
Бонги в итоге звучат вполне приемлемо, для своего бюджета. Я их разобрал, почистил, промазал, по возможности избавился от царапин и вмятин. Собрал, настроил, отыграл пару концертов и записал на них пару треков. После чего стало ясно, что инструмент, в общем-то, неплохой, хоть и бюджетный. Теперь же он регулярно используется в школе на занятиях и концертах. Не смотря на изначальные условия и приключения, инструмент свою задачу вполне выполняет.
Джембе. Их у меня тоже несколько. И все они от фирмы YUKA. Пара деревянных и пара пластиковых. Основные отличия между ними, это, разумеется, материалы, из которых они изготовлены. Начнем с деревянных. Они выполняются, как правило, из цельного куска дерева — никаких склеек и швов. Они вырезаны прямо из ствола дерева. Как правило, из того, которое доступно в обилии в той местности, где их делают. Родом инструмент из Мали и ему около 700 лет. Плюс-минус. В качестве мембраны традиционно использовалась козья кожа. Таким образом, сочетание натуральных материалов, правильной обработки и рук мастера, дает нам тот звук, который мы привыкли слышать от натуральных инструментов. Деревянные джембе дороже пластиковых и более капризны. Они требуют определенного ухода и внимания. Они, естественно, обладают определенным шармом, присущим всему, что сделано вручную.
Традиционно они украшались и украшаются до сих пор резьбой на корпусе и рисунками, напоминающими наскальные. Либо какими-то традиционными узорами. Систему настройки имеют веревочную, чертовски сложную. Если вам вдруг понадобилось подтянуть кожу (а это надо делать два раза в год), не пытайтесь сделать это сами — отнесите мастеру. Если, конечно, вы не любитель лютых квестов: тогда да, вполне можете попробовать сделать это самостоятельно, вооружившись необходимой литературой, тоннами видео с ютуба и бесконечным терпением.
Что же касается пластиковых (синтетических) инструментов, тут совсем другая история: они гораздо дешевле, значительно проще в обслуживании и хранении. Они почти не требуют настройки и доводки. Выдерживают практически любые погодные и атмосферные условия, в отличие от деревянных. И почти ничего не боятся в плане эксплуатации. Единственный нюанс – это звук. Звук синтетического инструмента сильно отличается от звука натурального барабана. Не в том смысле, что он хуже. А в том смысле, что он ДРУГОЙ. В пластиковых инструментах в качестве мембраны используется тоже пластик. Чуть толще, чем тот, который используется для барабанов. Это дает яркость, громкость, тембр и тд. Но не дает натуральности. Это как сравнивать акустическую гитару с карбоновой, например, или электрической. Это два очень разных звука и две разные истории. Но они обе прекрасно годятся и для концертной деятельности, и для студийной. Все остальное: цвет, размер и производитель – исключительно дело вкуса и вашего бюджета.
И еще несколько слов очень хочется написать про один из моих шейкеров. Он не совсем обычный: это тоже SCHLAGWERK и он той же серии что и мой 432й кахон — 2inOne “deluxe”. Весьма занятный экземпляр. Как можно догадаться, выполнен из тех же материалов, что и кахон. Он квадратной формы, толщиной со спичечный коробок. Размером 7х7 см. довольно удобный, отлично лежит в руке. Его главный прикол в том, что он натуральный. Деревянный. И он имеет два разных звучания: длинное и короткое, с указателями на корпусе. Звук довольно яркий, песочный и насыщенный. Его (звук) тоже можно менять, если по-разному зажимать шейкер в руке: плотное сжатие – глухой низкий песок, слабое – высокий и чистый. В одном маленьком инструменте содержится несколько самостоятельных и разных по характеру звуков. Очень нравится. И я его очень рекомендую. Я использую его вообще везде. На концертах, в студиях, обзорах, и тд. И, кстати, он достался мне в подарок от «Динатона», во время одного из концертов в Укулеле центре на Киевской. За что им большое спасибо!
А вот обзорное видео по перкуссии, которое я снимал пару лет назад: в нем я демонстрирую почти все инструменты, о которых писл в этой статье, кроме второго кахона и бонгов – их у меня тогда еще не было.
Возможно, я напишу еще кое-что об остальной перкуссии, которой я иногда пользуюсь или пользовался, но это потребует отдельной статьи. Так что, вероятно, она в скором времени появится. В каментах можно задать вопросы о каком-то конкретном перкуссионном инструменте, который вас интересует – расскажу про него.