Тоже довольно частый вопрос: кто из барабанщиков на тебя повлиял? На самом деле, я знаю и слушаю огромное количество топовых и не только барабанщиков, но в начале моего пути как музыканта их было несколько. О них и поговорим, пожалуй. Я уже неоднократно упоминал в статьях имена Дэйва Грола, Джона Бонема и Бади Рича, но довольно поверхностно. Теперь же мне хочется углубиться в эту тему и попробовать разобраться, что именно в их игре повлияло на мою судьбу и выбор профессии.
ДЭЙВ ГРОЛ
Итак, начнем с самого начала. Дэйв Грол. Легендарный дядька, который и по сей день является одним из моих кумиров. В том числе и потому, что после прочтения его книги “Дэйв Грол. Рассказчик” я окончательно убедился в том, что это не просто “парень из Нирваны”, но и прекрасный человек с огромным сердцем. Этот момент был очень важен для меня, ибо музыка Нирваны в основном и определила весь мой дальнейший путь. Это были и есть мои безусловные кумиры. И представляете, как мне было страшно узнать, что один из них не остановился в 94м году со смертью Кобейна, но нашел в себе силы и мужество взять гитару и возглавить собственную группу. И что это за музыка? А вдруг это не так круто, как Нирвана… и т.д. Но, справедливости ради, надо заметить, что я стал слушать Foo Fighters гораздо позже. Уже будучи относительно взрослым. И, как я уже говорил в одной из статей, игра Дэйва Грола (на барабанах) поразила меня своей громкостью и мощью. Сложно представить другого барабанщика на его месте в составе Нирваны, хотя их и было несколько до прихода Грола в 90м году. Четверо, если быть точным. И даже свой первый альбом “Bleach” Нирвана записала не с ним. Альбом отличный, но это еще не та Нирвана, которая изменила мою жизнь и жизнь нескольких поколений…
Когда слушаешь записи Нирваны с Дэйвом Гролом, просто понимаешь, что иначе быть не могло. Ни звук, ни энергия, ни драйв не были бы такими как есть, будь на его месте кто-то другой. Во многом благодаря именно его игре, Нирвана стали теми, кем стали и сделали то, что сделали. Тут звезды сошлись, если угодно. И это выражение применимо ко многим группам эпохи рок-н-ролла, которые оставили свой след в этой истории.
ДЖОН БОНЭМ
Ну тут, конечно, несколько иная история. Не будем вдаваться в подробности и нюансы истории Led Zeppelin, коих тоже имеется в избытке, остановимся на барабанщике. Если кто-то не знает, существует книга под названием “Зверь”. Джон Бонэм и восхождение Led Zeppelin. Она написана журналистом на основе общения с друзьями, родственниками и коллегами Бонэма. И вышла она уже сильно после его смерти. Биографичной ее не назовешь, это скорее воспоминания людей знавших Бонэма, но она отображает некоторые вещи, которые, как мне кажется, вполне соответствуют моему пониманию этой музыки и игры Бонэма в определенный период моей жизни. Мне было около 14-15 лет, когда я услышал Led Zeppelin в первый раз. Не уверен, что вспомню, что именно это была за песня, вероятно “Stairway To Heaven”. Но точно помню свое впечатление. Я тогда подумал: “Ого, это еще кто такие и как они делают?”. Это было очень мелодично и так красиво. Я ведь к тому времени уже привык к громкому и жесткому гранжу. А тут какие-то ребята, которые были на 40 лет раньше, вдруг играют такой мелодичный хард. И так играют, что не возникает никаких вопросов и не остается никаких сомнений в их мастерстве.
Разумеется, я с жадностью погрузился в изучение этого временного пласта рок-н-ролла. И вот я натыкаюсь на песни “Good Times Bad Times”, “Babe I,m Gonna Leave You”, “Dazed and Confused” и “No Quarter”. И первое, на что я обратил внимание, был звук тарелок. Такой рассыпчатый, длинный и всепоглощающий. Например, если слушать песню “No Quarter” на виниле, то там очень четко слышно, что, прежде чем креш затихнет после удара, проходит несколько тактов песни. А это ведь довольно медленная песня. Это было прекрасно и слушалось (да и сейчас слушается) очень впечатляюще. Но это далеко не все, что меня покорило в игре Джона Бонэма. Ему, пожалуй, удалось то, о чем мечтали многие барабанщики того времени.
Совместить в своей игре рок-н-рольную громкость и чуть ли не джазовую точность и технику. И легкость, с которой он все это вытворял. Одни только его призрачные ноты и триоли в бочке чего стоят. Идеальный коктейль из чувства времени и превосходной техники. Слушая впервые “Good Times Bad Times”, я сначала даже не понял, что именно там происходит. Это наслоение разных рисунков в руках, эти триоли в одной ноге и прямые восьмые в другой. Что? Как он это делает? Ответы на эти вопросы у меня появились лишь много лет спустя. Звезды…
ИЭН (ЯН) ПЕЙС
Итак, Deep Purple. Их я стал слушать примерно в одно время с Led Zeppelin, но все же, наверное, чуточку позже. И так случилось, что сначала мне в руки попала видеокассета с одним из их концертов. Это был лайв 1970 года на британском телевидении. А уж потом я стал охотиться и за аудиозаписями. Ибо, как и в случае с предыдущими группами, услышав однажды эту музыку, назад пути уже не было. Так вот, первой песней, которую я услышал, а в данном случае еще и увидел у Deep Purple, была “Child in Time”. И если говорить совсем откровенно, то наибольшее впечатление в тот момент на меня произвела группа как таковая, а не какой-то отдельно взятый музыкант. Я просто не смог понять, кто же из них мне нравится больше, и чья именно игра отвечает моим юношеским и слегка завышенным требованиям. Они были прекрасны как одно целое и покорили мое сердце буквально с первых минут просмотра. И если бы к тому моменту я уже не определился с выбором профессии и специальности, то, кто знает, сидел бы сейчас со стратокастером в руках и писал бы блюз-роковые риффы. Ибо Ричи Блэкмор до сих пор является одним из моих любимых гитаристов.
Но вернемся к барабанам. Иэн Пейс — безусловно виртуозный барабанщик. Как, впрочем, и остальные члены группы. Недаром же их окрестили в свое время Супер-группой. И его виртуозность очень гармонично сочетается с драйвом хард-рока и джазовой ритмикой. В этом смысле они чем-то похожи с Джоном Бонэмом. Игра Иэна Пейса натурально завораживает. Особенно когда смотришь их концерты. В частности же, бросается в глаза то, что он как будто бы не прилагает никаких усилий во время игры. В отличие от Блэкмора, который всегда хмур, как туча, и очень сосредоточен на своей игре, Пейс просто улыбается и вообще не напрягается за установкой. Как будто он точно знает, что все, что бы он ни сыграл, – прозвучит идеально. И это выглядит так легко со стороны. Это невероятно. Он ведь играет очень сложные для хард-рока вещи в довольно высоких темпах. Это действительно непростые партии и требуют огромной выносливости. Отыграть двухчасовой живой концерт в таком темпе – это не самая простая задача. И если обычно по музыкантам видно, что они устают, то, глядя на Иэна Пейса, думаешь – он вообще человек? Это плюсом к стандартному вопросу – как он это делает?
Наибольшее влияние на меня как на барабанщика, оказали такие их песни как: “Lazy” “Fireball” “Highway Star” “Strange Kind Of Woman” “Maybe Im a Leo” “Speed King”. Просто послушайте — и поймете, что за музыкант и барабанщик Иэн Пейс. И не будем забывать, что это тоже вторая половина двадцатого века. Это очень круто для своего времени.
РИНГО СТАРР
Еще одно имя, не обошедшее стороной ни одного музыканта, чей путь начинался в конце прошлого века. На самом деле, я даже и не знаю, с чего тут стоит начать рассказ об этом барабанщике, ибо вряд ли среди вас найдется кто-то, кто его не знает. А вместе с этим и всю историю великих THE BEATLES. Ну, разумеется, не всю, но хотя бы какую-то ее часть – наверняка.
Ринго Старр – это человек, который задал стандарты игры рок-н-ролла многим поколениям барабанщиков. И отнюдь не какой-то своей техникой, нет. Если послушать его партии более или менее внимательно, вам сразу станет ясно, что они довольно просты в своей форме. И это, конечно, тоже очень важно. Ибо, как известно, чем проще – тем лучше. Но об этом чуть позже. На самом деле, каждая сыгранная им нота была и остается ровно на своем месте. Точно там, где и должна была быть именно она. С точки зрения музыки, времени, техники, творчества и всего чего угодно.
Ринго Старр, пожалуй, самый ритмичный барабанщик из всех что я слышал. Да простят меня все остальные вышеупомянутые и не только барабанщики. Я не шучу. Я не слышал более точной в своем времени игры на барабанах. В моменте времени и внутри одного отдельно взятого произведения. Заметьте, я не говорю «песни» или «трека». Думаю, что слово «произведение» наилучшим образом описывает содержание и форму песен The Beatles. И опять же, поразительный фактор: это середина прошлого века. Просто вдумайтесь. Сейчас 2023 год на исходе, мы столько всего уже слышали. Столько музыки знаем. Слушаем огромное количество музыкантов, техник, направлений. И все равно, стоит только включить постулатную “Come Together», записанную в 1969 году, и сразу ясно, как надо, как надо было, как надо будет и кто есть кто вообще. Это невероятное ощущение времени и простота партий сделали свое дело на многие годы вперед.
К слову, о простоте партий. Очевидно же, что они весьма несложные. В плане техники. Там практически нет того, к чему мы так привыкли сегодня: парадидлы, одиночные, двойные, триольные и т.д. Двойки, в их разнообразном проявлении, и вот это вот все. Нет. И не потому, что их еще тогда никто не знал. Еще как знали. А потому, что они там были не нужны. Простота его партий только подчеркивала и выделяла сложность гармоний и аранжировок, как таковых. Но вот что было в этих партиях и что сделало их великими – так это грув. Его грув. А он, как нам уже известно, возможен только в одном случае: когда каждая нота находится на своем месте. Не пытайтесь найти тут логику. Эти ребята тоже не знали, что это такое. Потому и стали великими. Ну и еще, разумеется, потому что звезды сошлись. Как и во всех случаях, описанных выше. Вот тут уже можно проследить некую вселенскую логику. А если у вас это не получится, ну хотя бы с какой-то попытки, то я очень рекомендую к прочтению книгу “Осколки неба”. Не пожалеете.
Некоторые из песен The Beatles, повлиявшие на меня как на музыканта: “Come together”, “And I Love Her”, “Hey Bulldog”, “Eleanor Rigby”, “Don’t Let Me Down”, “I Want You”, “Because”, “While My Guitar Gently Weeps”.
Продолжение следует!