Интересный запрос прилетел от одного из моих читателей: «Почему в век электронных технологий в музыке, еще не перевелись человеки-барабанщики?» Отличный вопрос. Тут, конечно, можно много рассуждать о преимуществах и недостатках того и другого, но я, пожалуй, рассмотрю этот вопрос со своей личной колокольни. Я в этом плане несколько старомоден, и мыслю все еще аналоговыми категориями, и потому я точно предпочту живого барабанщика электронной подложке или драм машине. Но это отнюдь не исключает определенной прелести электроники.
Например, у меня был период, когда я был весьма неравнодушен к группе The Prodigy. В конце 90х, когда рынок стал чуть более свободным, мы с другом скупали все, что только можно, и одними из первых кассет в наших коллекциях были именно the Prodigy. Я очень хорошо помню впечатление, которое на меня произвели их биты. В частности же, моими фаворитами были песни “Poison” “Diesel Power” “Voodoo People” и “Smack My Bitch Up”. Это было что-то невероятное, и я, естественно, схватил палки и давай выбивать остатки пыли из домашних подушек под эти треки. Тогда было очевидно, что это звучат электронные барабаны — “драм-машина”. К слову, я тогда назвал “драм-машиной” все, что не имело мало-мальски акустического звучания. Я понятия не имел про семплы, подложки, и иже с ними. Но звучало это очень круто и мощно.
И вот в 1997 году к The Prodigy присоединяется некий Кирон Пеппер. Живой барабанщик, который проработает с группой целых 10 лет. Этот факт наводит на мысли о том, что все, что мы услышим за эти 10 лет, будет сыграно вживую – на живых барабанах. Мне, к сожалению, не довелось побывать на их концертах, но я знаю людей, которым повезло. И они говорили, что живой барабанщик не хуже, чем то, к чему мы привыкли, слушая их записи. И в этом я не сомневаюсь. Но тут есть один весьма занятный момент. Все эти биты, которые мы так хорошо знаем, изначально были спрограммированы и записаны в электронном виде. Но человеческими руками и мозгами. Их придумал, написал и смиксовал живой человек. Натурально: руками на клавишах, компьютерах и драм-машинах. Смекаете? Как и любую электронную музыку, эту тоже написал человек. А значит, он вложил в нее немного чего-то «живого». И поэтому вопрос “человек или драм-машина” остается таким занимательным.
Я думаю, что наличие живого барабанщика у The Prodigy, это, скорее, часть крутого шоу, чем демонстрация мастерства музыканта. ИМХО. Разумеется, я могу ошибаться, ибо я понятия не имею, кто такой на самом деле этот Кирон Пеппер, и что он представляет из себя, как барабанщик в целом. Но точно могу сказать, что играть такую музыку как The Prodigy на живых барабанах – это чертовски эффектно. Я это знаю потому, что сам недавно это сделал.
Более того, живой барабанщик в данном случае может только продублировать и немного разнообразить один из основных битов в треке. Если внимательно вслушаться в музыку The Prodigy, станет ясно, что внутри треков существуют несколько разных партий и барабанных паттернов, которые отличаются друг от друга, но в общем миксе создают один плотный грув. Таким образом, наличие живого барабанщика лишь усиливает этот эффект. И это очень круто.
Еще одно преимущество такого подхода – ровность. Когда основной грув уже прописан, и твоя задача просто его продублировать – тут крайне сложно накосячить, и сыграть его НЕ РОВНО.
Я до сих пор очень люблю и уважаю The Prodigy, но это, все-таки, электроника, как ни крути. Но поговорим и о живой музыке. Инструментальной. Слово «инструмент» происходит от латинского “instrumentum” – орудие производства. А понятие “музыкальный инструмент” относится к “особым” инструментам, способным издавать звук, эстетически воспринимаемый как музыкальный. Получается, что музыкальный инструмент – это орудие производства музыки. А, как и любое производство, музыка невозможна без участия живого человека. Но не будем копать историю и термины, а остановимся на нашем времени.
Ударные инструменты, как и любые другие музыкальные инструменты, требуют определенных навыков и огромного количества практики. Когда много лет занимаешься на своем инструменте, в какой-то момент становится ясно, что то, что казалось очень сложным и невыполнимым, на самом деле довольно просто и вполне тебе под силу. И однажды настает тот момент, когда ты уже способен сотворить свой собственный грув. Механику этого процесса я описал в этой статье, можно ознакомиться. И вот когда (и если) это происходит, ваша жизнь уже не будет прежней.
Ваш грув – это как ваш патронус. Неповторимый и уникальный, способный внести в вашу музыку то, чего ей не хватало и расставить все на свои места. Так вот, когда музыкант понимает, что такое «грув», как он работает и что дает, вряд ли ему захочется менять его на электронную подложку или “драм-машину”. Даже не смотря на то, что любая подложка по умолчанию идеально ровная внутри своей сетки, ибо, как говорил дирижер нашего училищного духового оркестра, “прибор не обманешь”. Прибор-то не обманешь, да, но у прибора и грува-то нет. По крайней мере, не было раньше. Сейчас же один только Garage Band чего стоит. Я часто использую эту программу для записей своих демок и его виртуальные барабанщики, лупы и паттерны, можно с трудом отличить от настоящих инструментов. Это конечно прекрасно, потому что у нас есть возможность записать очень качественную демку прямо в телефоне, на коленке, не тратя время и деньги на студии, дома с кофейком. Но. Когда собираются живые музыканты, чтобы воплотить в жизнь эту вашу демку – это уже совсем другая картина маслом. Происходит магия. Ибо живая музыка – есть живая музыка. При условии, конечно, что ваши музыканты хотя бы сколько-нибудь прилично владеют своими инструментами. Но даже если и нет – это тоже не смертельно для живого звучания, атмосферы и энергии, которую ни одна драм-машина, все еще не способна сымитировать, слава Богу. Ведь есть куча групп, музыканты которых не имеют ни образования, ни каких-то профессиональных навыков и т.д. Но имеют главное – драйв и грув. А эти вещи возможны только при участии живого человека!
Думаю, именно поэтому многие музыканты, барабанщики в частности, предпочитают живую игру электронике, но так же применяют современные технологии в своей работе. С точки зрения времени, одно без другого невозможно. С точки же зрения музыки – вполне. А иначе зачем тогда мы все этим занимаемся?