В клик или не в клик? Вот в чем вопрос

Достойно ли смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивление?

Играть под метроном, или нет — вопрос, надо признать, довольно тонкий. Меня до сих пор мучают противоречивые чувства на этот счет. Смиряться или сопротивляться? Смиряться с тем, что надо играть в клик, если хочешь, чтоб прям нормально все было, либо сопротивляться и заниматься до тех пор, пока сам не станешь как клик. Особенно это касается студийной работы, когда надо прописать четкие, ровные партии, и концертной деятельности, когда надо, чтобы публика притоптывала ногой и качала головой. Если это происходит, значит, есть грув. А грув может быть только в том случае, когда каждая нота находится на своем месте. Там, где она должна быть. Но нужен ли для этого клик? Или можно создавать грув без него? Просто руками. Дело в том, что понятие грува – штука довольно интересная. Грув – это то, что заставляет вас двигаться и реагировать физически на музыку, которая звучит. Тут речь даже не столько о ровности игры, сколько о точности.

Поясню. Бывают грувы, внутри которых ноты звучат не в пределах обычной сетки. То есть, они звучат в пределах размера и счета, но при этом с сильным смещением вперед или назад. Это очень характерно для таких стилей, как R&B и иже с ним. И я не имею в виду тот ритм энд блюз, с которого все начиналось в 50-60х годах с Рэем Чарльзом и Джеймсом Брауном (в 1966 году Джеймс Браун получил «Грэмми» за песню «Papa’s Got a Brand New Bag» в номинации «За лучшее R&B исполнение»). Нет. Я о современном R’n’B,  вроде того, что делают Beyonce и Usher. Так вот, зачастую в их треках можно услышать как будто бы значительное смещение сильной или слабой доли (бочка или малый барабан) относительно остальных инструментов и общего звучания. Но это очень тонкий нюанс, потому что это хорошо слышно ушами, но при этом, не выглядит и не слушается как неровная, кривая игра. И это как раз тот эффект, который заставляет нас двигаться. Который качает, если угодно.

Другой пример прямо противоположен R&B. Это музыка диско. Очень прямая и ровная. Много прямых шестнадцатых на хай-хэте и простая, прямая бочка. Но стоит только услышать, например группу Chic и их хит «I want your love», и все. Тот же эффект. Вы уже двигаетесь и танцуете. Только в данном случае не из-за смещенной доли, а наоборот, из-за очень прямой и ровной. И как же в таком случае это работает? Почему столь разная музыка заставляет нас так одинаково на нее реагировать? 

Изначально, метроном был придуман для ориентира и определения темпа произведения. Считается, что изобретателем метронома является немецкий пианист и механик Иоганн Мельцель, который получил патент на свое изобретение в 1816 году. Это были такие маятники в треугольной коробке, напоминавшие маленькую пирамиду. На корпусе пирамиды были деления, по которым выставлялся грузик на маятнике. Каждое деление соответствовало количеству колебаний маятника в минуту. При колебании в сторону маятник издавал щелчок. Это и был клик.

Первый метроном

В отличие от современных, цифровых метрономов, старые были несколько ограничены в темпах. Ибо в начале девятнадцатого века самым быстрым темпом считался темп-престо (presto-лат). Это около двухсот ударов в минуту. А самым медленным – ларго или адажио (largo, adagio-лат). Это около пятидесяти ударов в минуту. Как правило, они использовались редко и только для отдельных частей произведения. В девятнадцатом веке еще не было таких понятий как, например, даблтайм или бластбит, да и сама школа ударных инструментов была гораздо скромнее. Сегодня же, когда музыка столь разнообразна, мы легко можем услышать, как барабанщики играют в более высоких темпах (сильно за двести ударов в минуту) и гораздо более сложных техниках. А сами понятия метронома и музыки в целом – сильно изменились. Я бы сказал, эволюционировали.

Современный метроном: приложение для смартфона

В клик

Сегодня же грув сильно зависит от техники игры и опыта музыканта. Которые, в свою очередь, были получены, благодаря бесчисленному множеству часов, проведенных за инструментом. Львиная доля этих часов, скорее всего, была проведена в работе с кликом. Когда много занимаешься в клик, рано или поздно начинаешь чувствовать время по-другому. Приходит понимание того, сколько времени тебе нужно потратить на удары, паузы и т.д. И, соответственно, в какой-то момент ты уже сам становишься как клик. Тут-то и рождается твой грув, ибо мышечная память делает всю грязную работу, а твое личное чувство ритма и времени позволяет свободно воспроизводить все остальное. Музыку. И внутри этой вот музыки каждая нота, сыгранная свободно, но очень точно, и становится тем, что мы называем «грувом». Повторюсь, тут не столько про ровность игры, сколько про точность.

Играю лайв — в клик

И вот, как это понял я: до того, как открыть для себя все прелести работы с пультом персонального мониторинга, я использовал обычный клик с телефона: просто втыкал наушники, включал клик и занимался. И однажды, на репетиции нашего бэнда, мой телефон вдруг зазвонил, прямо посреди песни. А наушники-то в ушах, и я, соответственно, слышу уже не клик, а рингтон. Громко так еще! Я не остановился, чтобы ответить на звонок, и продолжил играть, а когда звонок закончился и вернулся клик, я с огромным удивлением для себя обнаружил, что не только не сбился с темпа, но и не потерял грува, который так прекрасно держался до момента звонка. Это был день, когда я перестал регулярно использовать клик на репетициях – по крайней мере, на какое-то время. Но в некоторых аспектах я до сих пор считаю использование клика для себя обязательным. В частности, это касается работы на студиях и самостоятельных занятий. Особенно, при работе над новыми упражнениями и рудиментами. Что же касается концертов – то тут когда как. Иногда я играю лайвы в клик, иногда – нет. Это сильно зависит от материала и формата самого концерта. Ну и, чего греха таить, от настроения тоже.

Не в клик

Рассмотрим еще один вариант хорошей, качественной игры, но без клика. Это игра «на слух». Я имею в виду, когда вы снимаете на слух чьи-то партии. Например, как когда-то было у меня с Nirvana, с которой все началось. Тут очень многое, если не все, решает ваш опыт слушателя. В данном случае, это гораздо важнее, чем даже сама техника игры. Ведь, согласитесь, от техники мало толку, если вы не знаете, как и куда ее применить. А понять это можно, только слушая как можно больше музыки. И снимая как можно больше партий на слух, соответственно. И, поскольку мы уже знаем, что такое грув, то вы наверняка находили его в музыке, которую слушали, но, что еще более важно, в музыке, которая вам нравится. В музыке, которая заставляет вас двигаться. Так вот, снимая на слух того или иного барабанщика, вы волей-неволей копируете его манеры и стиль. Особенно, если делаете это какое-то продолжительное время. Таким образом, вы осваиваете тот или иной грув безо всякого клика, ибо вместо клика и вас есть запись. И вполне можете его воспроизвести, если, конечно, делали все честно и усердно. Но тут есть один нюанс – не то что бы неприятный, но свою ложку дегтя он добавит. Грув-то у вас есть, да только не ваш. А чей-то чужой. И это само по себе неплохо, и, даже очень хорошо, ведь вы прокачиваете свою технику игры, начинаете понимать, как ее применять, изучаете разные стандарты и очень сильно растете, как специалист и т.д. Но в какой-то момент вам может захотеться чего-то своего. Вашего личного. Индивидуального. И вот тут уже все решит ваш «слушательский» опыт, потому что вы уже знаете много музыки, много барабанщиков, много стандартов и техник. И, главное, вы уже знаете, как рождается грув. И наверняка к этому моменту вы уже будете понимать, чего именно вы хотите от музыки и как далеко вы готовы зайти.

Клик Шредингера

Так все-таки в клик, или не в клик? Давайте попробуем подытожить. Как мы видим, и в той и в другой ситуации есть свои плюсы и минусы. Польза игры в клик очевидна, равно как и польза игры на слух безо всякого клика. Это мы тоже выяснили.

И как же тогда определиться, какой путь выбрать? Или придерживаться обоих вариантов одновременно? Или вообще сменить профессию?

Нет, все гораздо проще. Если вы захотите развиваться в музыке как профессионал, то вы очень быстро поймете, что одно без другого просто невозможно. Вам даже не придется самому ничего решать, кроме одной единственной вещи: посвятить этому ремеслу всю свою жизнь, или оставить это дело в качестве хобби. В идеале, конечно, было бы недурно сделать так, чтобы хобби стало вашим ремеслом – тогда вам не придется работать ни дня. Но к сожалению, реальность такова, что чаще всего приходится выбирать. Да и потрудиться придется как следует. Тут без вариантов. Но вернемся к выводам.

Если вы все же сделали выбор в пользу нашего брата, то рано или поздно, конечно же вам придется освоить игру в клик. Точно так же, как придется освоить и игру на слух. Ибо, как было сказано выше, одно без другого-невозможно.

Невозможно заниматься музыкой, не слушая большое количество музыки и, в том числе, не снимая ее на слух, так же, как и невозможно заниматься музыкой без самостоятельной практики и постоянных тренировок, для которых клик просто необходим. И это будет длиться до тех пор, пока вы не поймете, что где-то вы уже можете обходиться и без клика, а где-то вам уже не нужно слушать столько музыки, как раньше, чтобы что-то сыграть. Дело за вами.