Выбор тарелок для барабанов – дело интимное

Философский вопрос: как купить «железо»

Как мы уже выяснили ранее, один из основных факторов при выборе инструмента – это его цена и его, соответственное этой цене, качество. Так вот: в случае с железом, это вообще не работает. Увы. Существуют производители, цена на продукцию которых неоправданно завышена. Этот рынок сегодня очень обширен. Выбор действительно довольно широкий и подумать тут есть о чем, не меньше чем в случае с барабанами. А то и больше. Ибо денег на комплект железа нужно значительно меньше, чем на барабаны. Я имею ввиду сумму, которую вам придется потратить на то количество тарелок, которое вы хотите иметь, относительно той суммы, которую вы потратите на барабаны. Это значительно меньше.  Условно – на порядок. Но давайте разберемся, как купить тарелки для ваших барабанов, и как же это работает: как выбрать подходящий сэт, сколько нужно на это ваших дензнаков и т.д.

Музыка

Начнем с музыки. Вашей музыки. Если вы уже определились с тем направлением, в котором хотите работать, расти и развиваться, и это какое-то одно направление, то вам будет гораздо проще определить для себя, какое именно железо вам нужно. Пока не будем учитывать фактор вашего личного вкуса, потому что со временем и практикой, вы непременно поймете, что выбор железа – это довольно специфический вопрос. Философский и даже интимный, если угодно. Но это только со временем. А сейчас нам нужно железо непосредственно для нашей музыки. Итак, вы решили, что хотите покорять, скажем, эстрадную сцену. Это джаз, фанк, фьюжн и иже с ними. Но вы понятия не имеете о таких вещах, как сплавы, серии, вес и обо всех этих вот сложных цифрах и маркировках. Что, конечно же, весьма сомнительно в 21м веке и при свободном доступе почти ко всем интернет-ресурсам, но, справедливости ради, надо сказать, что для меня это тоже долгое время был темный лес. Ибо мой путь начался в аналоговые времена: журналы, проспекты, аудио и видео кассеты. Благодаря которым, собственно, и я узнал, что брендов гораздо больше чем один-два.

Но мы отвлеклись. Итак: эстрада. Эстрадная музыка предполагает много свинга, шаффла, парадидлов и всевозможных мелизмов (об этих приемах мы поговорим отдельно, в другой статье). И это значит, что ваше железо не должно быть слишком громким и излишне шумным. Оно должно дополнять и подчеркивать все ритмические и мелодические ходы внутри композиции. То есть, оно должно быть очень хорошо сбалансировано между собой.                                                   

Но это отнюдь не значит, что весь сэт должен состоять из одного комплекта. К примеру, такие производители как PAISTE и SABIAN весьма недурно сочетаются между собой. В частности же, верхние линейки бюджетных серий PST5 (PAISTE) и B8X (SABIAN), в пачке дают очень приличную картину звука. Это как смешивать коктейли в баре. Истинный бармен (как и барабанщик) всегда стремится найти свой идеальный, авторский рецепт (вы вообще замечали, сколько среди музыкантов и в частности же – барабанщиков, имеется барменов? Вы удивитесь, я полагаю). И этот поиск может растянуться на годы, за которые вы перепробуете все, что только можно. И все равно продолжите искать. Но вернемся к выбору. Вышеупомянутые серии (обе серии – MEDIUM) прекрасно подходят для эстрады. Они не конфликтуют между собой, и прекрасно слушаются с живыми духовыми инструментами, например, потому что они не слишком громкие. Они достаточно звонкие для того, чтобы подчеркнуть трубу или саксофон и достаточно (светлые) и прозрачные для того, чтобы не заглушать остальные инструменты. Бас, гитару, клавиши и т.д.

Бюджетный сегмент

 SABIAN B8X  выполнены из сплава B8, соответственно. Вот они, эти непонятные цифры. Это сплав олова и меди, содержащий не более 8 процентов олова. То есть, по сути, это бронзовые тарелки, которым придали форму методом листовой прокатки. Потом сточили лишнее, до ровной круглой формы, постучали немного молотком и — вуаля. У нас есть весьма неплохие тарелки за как будто бы адекватные деньги и которые очень хорошо подходят для (акустической) музыки. Другими словами, если у вас в бэнде минимум примочек, много дудок и чистого баса, выбирайте подобные тарелки. Не ошибетесь. Наиболее популярными в этом сегменте являются такие производители и их серии тарелок как: SABIAN B8, B8X и B8Pro. Zildjian ZXT и ZBT. Paiste 2002, 502, 802 и Alpha. Ну и, пожалуй, еще стоит упомянуть Meinl Classics. Все это бюджетный сегмент, но вполне соответствует по звуку своей цене.

А вот что же касается непосредственно PAISTE PST5 и их сплавов, то тут есть нюанс. По сути их сплав 2002 BRONZE, это тот же B8 (92% меди и 8% олова), но они значительно лучше подходят для более тяжелой музыки. Но это все еще бюджетный сегмент, хоть и его верхняя линейка.

Премиальный сегмент

Но давайте не будем забывать и про топовые тарелки с их производителями и сериями. Возможно, и даже наверняка, именно в них кроется секрет вашего идеального, авторского коктейля. Сегодня самыми популярными брендами тарелок на мировом рынке можно назвать, пожалуй, несколько производителей. Это, разумеется, ZILDJIAN, а так же SABIAN, MEINL и ISTANBUL.  Что касается первых двух, то их смело можно назвать прямыми конкурентами, в самом натуральном смысле этого слова. Более того, последний является прямым потомком первого, о чем свидетельствуют весьма бурные семейные баталии, имевшие место в 1979 году.

В двух словах, между братьями Робертом и Арманом Зилджан случились непонимания, и Роберт Зилджан покинул семейную компанию. А в 1981 году в Канаде основал собственную компанию Сэбиан. История захватывающая, надо сказать, и с ней можно ознакомиться вот тут.

Но вернемся к тарелкам. ZILDJIAN. Как много в этом слове. Старейший производитель на рынке. История компании начинается аж в 17м веке, в Константинополе. В 1623 году, если быть точным. Главное, что надо понимать об этих тарелках – это то, что их делают уже более четырехсот лет. Думаю, вопросы качества, звука, красоты, и всего остального отпали давным-давно. Разумеется, у них есть куча разных серий, в разных ценовых категориях, но если вы действительно хотите понять, что такое ZILDJIAN, то вам хватит только двух. Это серии K, A и их линейки CUSTOM. Это ZILDJIAN как он есть. Один раз повесил, поиграл и больше с них не слез. Просто потому, что больше тебе ничего не надо. В них есть все, чего ждет барабанщик от своих тарелок: звук, баланс, универсальность, яркость и даже внешность. Опыт работы при дворе султана Османской империи явно оставил свой след. Они очень красивые.

Эти серии уже выполнены из сплава B20. Это сплав, который на 80% состоит из меди, а на 20% из олова. Так называемая колокольная бронза. Собственно, для изготовления колоколов и гонгов использовался именно он. Более того, сами ZILDJIAN называют его (Секретный сплав zildjian). И это мой личный фаворит среди остальных производителей. И их серии K-CUSTOM и A-CUSTOM. Спасибо Дэйву Гролу и Бади Ричу.

Не менее легендарные SABIAN, соответственно, тоже могут представить весьма обширный выбор. Если говорить об их топовых сериях, то это, пожалуй, SIGNATURE. И главное, что выделяет эту коллекцию – это ее разнообразие. Ибо, как мы можем понять, SIGNATURE – это подписные тарелки, а значит их используют мировые знаменитости, такие как, например, Майк Портной, Чед Смит, Джоджо Майер и, чего уж греха таить, Филл Коллинз. А значит там AA, AAX, HH, HHX, XS20 и даже VAULT. И это, пожалуй, говорит о многом, в том числе и об их цене. Не самой низкой, как вы догадались. Но тут все еще работает принцип качество – это цена. Как и ZILDJIAN — это действительно хорошие тарелки, которые прослужат вам верой и правдой много лет.

Что же касается производителей, у которых цена на тарелки неоправданно завышена, как было упомянуто ранее, то среди топовых я бы, пожалуй, назвал лишь MEINL. Многие со мной не согласятся, разумеется, и это ваше право. Но ведь я и не говорю, что они делают плохие тарелки. Напротив. Их премиальные серии BYZANCE и GENERATION X, созданные в сотрудничестве с Бэнни Грэбом и Томасом Лангом более чем хороши. Но ребят, комплект BYZANCE из 4х предметов чуть больше чем за четверть миллиона рублей? Да камон!!! Серьезно? ZILDJIAN K CUSTOM на их официальном сайте стоит почти вдвое дешевле. Тот же сэт из тех же 4х предметов. Возможно это дело вкуса, конечно, но бля..

Темная лошадка

И, наконец, ISTANBUL. Откровенно говоря, я не понимаю, почему они не так популярны как, скажем, ZILDJIAN или SABIAN среди мировых музыкантов. Ибо среди их артистов вы почти не встретите знакомых вам имен. Но я точно знаю, что они до сих пор делают все свои тарелки исключительно вручную. А рецепт их сплавов не знает никто, кроме владельцев фирмы. Армана и Саркиса Томурчук. Заметили характерную особенность? Все мировые производители тарелок – это армяне. И в данном случае, эти двое тоже разбежались и у каждого теперь своя фирма. ISTANBUL CYMBALS и ISTANBUL AGOP SYMBALS.  Их топовые серии – это TRADITIONAL SERIES и AGOP SIGNATURE. Вообще ISTANBUL – это всегда что-то очень индивидуальное и необычное. Они имеют весьма специфичный звук и внешний вид. Подходят далеко не для любой музыки, в обыденном понимании этого слова. И точно не могут похвастаться универсальностью. Но вот чем могут – так это индивидуальностью и яркостью!!! Так что если кто-то думал, что выбор тарелок – это просто – сюрприз. Вообще нет. И подходя к моменту покупки, новых или б/у тарелок, мои советы останутся теми же.

Всегда осматривайте все лично. Слушайте, трогайте, смотрите, изучайте. Та железяка, которая вам откликнется – ваша. Не бойтесь экспериментировать. Вешайте разные тарелки из разных комплектов и серий, смешивайте ваш коктейль до тех пор, пока не поймете – вот оно. Вот он мой идеальный, авторский рецепт. Мой звук.