Наверняка многие из вас задавались вопросами: как выпустить песню? Сколько это стоит? И что для этого нужно? В этой статье я постараюсь немного развернуть эту тему, исходя из скромного опыта записи песен на заказ с одним из моих постоянных проектов – Good Company Band.
Я уже рассказывал об этом замечательном проекте, который в основном специализируется на джаз-каверах. Так вот, немногие знают, что мы занимаемся еще и выпуском песни под ключ, на заказ. С некоторых пор. Благо – позволяют человеческие и профессиональные ресурсы. История эта началась в прошлом году с предложения написать музыку на уже готовые стихи. Предложение это поступило от небезызвестного благотворительного фонда “Я верю”, с которым мы имеем удовольствие сотрудничать уже несколько лет. Вообще, конечно, эти ребята заслуживают отдельной статьи, так что о них я тоже напишу. Но пока расскажу о том, как мы к этому пришли. Итак, фонд попросил нас написать музыку к словам для их гимна. Да-да. Для гимна. Как оказалось впоследствии – это довольно популярная тема для определенного круга людей. Нам прислали слова и какие-то весьма простенькие аккорды, сыгранные на простой акустической гитаре. То есть демку.
Запрос был следующий: нам нужно сделать из этого приемлемую для выпуска песню. С музыкой можете делать что хотите, хоть все перепишите, но слова нужно оставить как есть. Таким образом мы получили полнейший творческий карт-бланш. Мечта любого музыканта, которому еще и платят за его работу. Фонд взял на себя все сопутствующие расходы. Аренду студии, гонорар звукорежиссеру, оператору и музыкантам. То есть нам. Конкретных сроков оговорено не было. И таким образом, мы могли спокойно заняться творчеством. В чистом виде. И первое что мы сделали – переделали исходную гармонию. Во-первых, потому, что она была не совсем удобна для нашей вокалистки, а во-вторых, потому, что она была весьма проста. На трех блатных аккордах, если угодно. После того как была выбрана подходящая тональность, занялись аранжировкой. Тут стало уже поинтереснее, потому что аранжировку придумывал наш дорогой Сергей Шахов. А Серега отличается исключительным музыкальным вкусом и огромной базой знаний и опытом в области духовой музыки. Да и не только духовой, откровенно говоря. Потому как Серега, как и я, по образованию духовик. Знай наших, так сказать. Мы получали образование в разных местах, но примерно в одно и то же время. А это значит, что мы учились еще у того поколения педагогов, которые знали свое дело и делали его хорошо. За что им низкий поклон. В общем-то, мне и раньше не приходилось сомневаться в Сергиных талантах, ибо мы уже три года вместе играем и работаем, но это все же несколько другая история. Кавера – это не столько про творчество, сколько про коммерцию, а тут появилась возможность проявить свою именно творческую сторону. Что-то сочинить. Придумать всем партии, записать и выпустить. В составе G.C.B. нам приходилось заниматься чем-то подобным, но это ведь уже кем-то было придумано и написано. Мы лишь делали свою версию чьей-то музыки. А тут мы могли сделать что-то по-настоящему авторское. С нуля. Ну, почти.
И вот как это было
В начале было слово (Ин.1:1). Благодаря хорошо написанному тексту аранжировка родилась довольно быстро. Я имею в виду, не каждую в отдельности взятую ноту для каждого инструмента, а общую и основную форму будущей песни. Ее структуру и инструментовку. Серега практически сразу понял и услышал, как она должна в итоге звучать. Какие инструменты должны быть использованы и сколько нужно голосов. И основной задачей стало — воплотить это в живой игре. А за это отвечали уже непосредственно остальные музыканты. В процессе написания музыки очень важно не навредить самой музыке. Когда у вас уже есть основа для работы с материалом, ее нужно только доработать и придать ей приемлемый вид. Очень важно не перемудрить и ничего не испортить. Конечно, в случае чего, это всегда можно переписать, переделать и тд. Но это не есть гуд, ибо это лишняя трата времени и, соответственно, средств. После того как мы определились с формой и структурой, начали готовиться к записи. А этот процесс (подготовки к записи) очень индивидуален. Это значит, что свои партии нужно придумать и подготовить самому. Как правило, на студию музыканты приходят уже подготовленными и с готовыми партиями. Например, я сначала несколько раз слушаю черновую запись, если таковая имеется, делаю себе какие-то пометки, а потом стараюсь хотя бы пару раз сыграть это уже на инструменте. А когда играешь свою партию непосредственно на инструменте, очень многое, если не все, становиться уже примерно понятно. Таким образом, мы приходим на студию уже подготовленными к работе. Выбор же студии для этой работы пал на нашу любимую КАМА-НЕВУ.
И вот на студии и начинается самое интересное. Во-первых, потому, что сама студийная работа мне нравится не меньше концертной, а тут еще и авторский материал, да еще в таком составе. Во-вторых, можно никуда не спешить и спокойно сделать то, что нужно сделать, – хорошо. Состав же инструментов был утвержден следующий: гитара, бас, клавиши, саксофоны, тенор и альт, барабаны, вокал. Казалось бы, стандартный наш набор, но на самом деле не совсем. Ритм-секция была записана обычная, а вот с голосами мы, конечно, постарались на славу. Было записано несколько голосов саксофона, так что на выходе получилась почти полноценная духовая пачка. Но вот вокал требует отдельной информации. Кроме нашей вокалистки Катарины, в записи приняла участие еще целая куча народу. Более того, большинство из них — это дети из нашей школы, в которой мы работаем. Об этой школе я тоже еще напишу, а пока вернемся в студию. Один из голосов записала наша подруга и коллега Светлана Сусоева — наш педагог по сольфеджио и хору и моя землячка. Еще несколько голосов досталось учащимся Охтинского центра эстетического воспитания. Они тоже получают профильное образование музыкантов. Но большинство детских голосов в песне принадлежит нашим ученикам из Мгинской спецшколы-интерната для детей с нарушением зрения. Мы организовали выезд детей из области на студию, где они довольно качественно выполнили свою задачу. Учитывая тот факт, что ни на одной студии звукозаписи им раньше бывать не приходилось. Нужно ли говорить о том, что дети были в полнейшем восторге… В целом, форма песни предполагала в основном детский вокал, но на самом деле партии, спетые профессиональными вокалистами, только дополнили общую картину и настроение песни. Мы получили довольно трогательную историю на выходе.
Сам процесс распределения партий по голосам был довольно прост. Мы просто разбили каждый куплет на части и раздали эти части тем детям, тембр голоса которых наиболее подходил по гармонии. Чередование голосов по возрасту детей создало впечатление чуть ли не целого хора. Плюс голоса взрослых людей, которые дали хорошую основу для работы с детскими голосами. Все это позволило прозвучать песне ровно так, как это было задумано. Весь этот длительный процесс был заснят на видео, из которого потом получился клип. Собственно монтажом видео, сведением и мастерингом трека занимались уже совсем другие люди, поэтому работа в целом была проведена довольно масштабная. К слову, делать из этого клип изначально не планировалось. Планировалось просто записать и выпустить трек. Но в последний момент было принято решение привлечь еще и видеографа. Желательно специализирующегося на работе с музыкантами. Таким образом, во всей этой истории: написания музыки, записи ее на студии, съемок видео, монтажа, сведения, мастеринга и выпуска готового продукта — приняло участие довольно солидное количество людей. Около 20-ти. Все эти люди — профессионалы, каждый своего дела. Музыканты, вокалисты, звукорежиссеры, видеограф и даже дети, которые приложили свою руку к созданию песни. Это дети, которые не просто ходят на уроки музыки в музыкальной школе, но дети, которые явно ее любят и занимаются ею с удовольствием. А это, знаете ли, чуть ли не важнее, чем все остальное.
Работа над этой конкретно песней была нашим первым опытом такого рода и масштаба. Но на ней все не закончилось, ибо с нее все началось. После написания гимна ‘’Я верю’’ мы записали еще два гимна для разных организаций. В разных жанрах и на разных же студиях. Следующий гимн для детского лагеря “Мещорские зори” мы записывали на студии “Башня” . Вот где мы порезвились с аранжировкой.
Там вам и традиционный эстрадный стиль, и немного поп-панка, и много чего еще. И, видимо, нашим заказчикам пришлась по душе идея с клипом, так что они тоже прислали на студию своего видеографа, который все это дело фиксировал. Сведение же и мастеринг были включены в заказ, поэтому этим занимался сам Вадим — звукорежиссер “Башни”. А клипом и выпуском самого трека — уже кто-то со стороны заказчика. В случае с этим гимном людей было задействовано несколько меньше, но не так чтобы очень. Это все равно было внушительное количество народу. За исключением, пожалуй, нескольких детей из нашей школы. Механизм же и процесс создания трека остался прежним. Текст, аранжировка, инструментовка, репетиции, запись, монтаж, продакшн и наконец – выпуск.
И еще один гимн, который был написан буквально в мае и как раз готовится к релизу вместе с клипом, – это гимн для санкт-петербургской ассамблеи бизнесменов. Его мы писали уже на не менее любимом и легендарном “Добролете” у Саши Докшина. И должен признать, что работа над этим гимном доставила нам особое удовольствие. Во многом потому, что это был уже не первый опыт, и мы четко понимали, что конкретно и как именно надо сделать. Сначала ребята записали рыбку на репетиции, чтобы сохранить понимание формы и структуры, ибо надо признать – это одна из самых сложных аранжировок, выходивших из-под пера Good Company Band. Более того, рыбка была записана без меня и другим барабанщиком, который, собственно, потом еще и спел одну из основных партий вокала. Мне же предстояло писать свою партию практически с чистого листа, тогда как остальные партии уже имели свою форму. Так, собственно, и поступили. С той только разницей, что в этот раз мы писали бас и барабаны лайвом. А остальные инструменты уже подорожечно. Партию баса придумал, сыграл и записал сам Серега. Я ведь уже говорил когда-то, что он мультиинструменталист? И вот когда была записана ритм – секция, буквально со второго дубля, в дело вступили все остальные. Таким образом, мы сэкономили время и дали возможность остальным музыкантам и вокалистам, спокойно и не торопясь, делать свое дело. А вот самое интересное осталось напоследок. После того как были записаны все , голоса, один из которых, кстати говоря, принадлежит нашему дорогому
Тимуру Тухватуллину звукорежиссеру КАМА-НЕВЫ, мы приступили к записи саксофонов. Думаю, вы поймете, почему я назвал эту аранжировку одной из самых сложных, когда послушаете трек. Серега не просто записал несколько голосов разных саксов — он натурально придумал целую оркестровку, не побоюсь этого слова. Когда слушаешь этот трек, создается полное впечатление что играет целый оркестр. Натурально. Да не абы какой, а эстрадный. Очень хороший, профессиональный оркестр. Практически биг-бэнд, если угодно. Кроме того, на записи присутствовала сама заказчица Ирина Шабанова. И судя по выражению ее лица и настроению, с которым она оттуда ушла, все прошло просто прекрасно. Буквально все остались очень довольны этой работой. А снимал все это прекрасное действо наш давний друг Давид Чебан. Кинорежиссер и оператор. Если вы видели клип “Биржи” на песню “Причины”, то это тоже его работа. И в отличие от предыдущих заказов, этот является полностью нашей работой вплоть до мастеринга. Единственное, что делаем не мы, так это выпуск трека. Этим займется кто-то со стороны заказчика. В данном случае, сведением и мастерингом занимался наш гитарист Денис Свинцов. А Давид взял на себя монтаж клипа и даже сделал отдельный ролик с бэкстейджами.
В целом, мне очень по душе работа такого рода. Во многом потому, что это хорошая возможность создать что-то по-настоящему свое, как я уже говорил выше. Создать что-то интересное и сделать это максимально качественно.
Ну и учитывая все вышеописанное, постараюсь ответить на самый главный вопрос: сколько же все это стоит? Если очень грубо все округлить, принимая во внимание то, что у каждого музыканта свой гонорар, каждая студия стоит по-разному, и каждый звукорежиссер, соответственно, тоже, то на выходе запись песни на заказ и под ключ будет стоить около ста тысяч рублей. В эту сумму войдут: аренда студии, гонорар звукорежиссера, гонорар музыкантов, запись, сведение и мастеринг трека. Для понимания: под музыкантами я имею в виду стандартный состав из 4-6 музыкантов. А не оркестр с хором из нескольких десятков человек. Если вам нужен клип или еще что-то плюсом к стандартному процессу, то цена будет, соответственно, выше. Но учитывая, что всем этим будут заниматься, скорее всего, профи, то ,в общем-то это не так уж и дорого. Ибо хороший профессионал заинтересован в результате не меньше, чем заказчик. А то и больше. Поверьте, может быть гораздо дороже и не факт, что лучше в итоге. Качество – это всегда цена. Цена же – не всегда качество.
Всем мир и хорошей музыки!
P.S. Возможно, выражение (песня на заказ) не совсем правильное определение, ведь все эти слова были написаны не нами, но в целом, думаю, на суть статьи это не влияет.